Неточные совпадения
— Это, значит,
символ того, что крест беру на себя, хе! хе!
— Нет, нет, нет! Вы славянофил. Вы последователь Домостроя. [Домострой — памятник русской литературы XVI века, свод правил семейно-бытового уклада; проповедует суровую власть главы семьи — мужа. Слово «домострой» в XIX веке являлось
символом всего косного и деспотического в семье.] Вам бы плетку в руки!
Он видел, что «общественное движение» возрастает; люди как будто готовились к парадному смотру, ждали, что скоро чей-то зычный голос позовет их на Красную площадь к монументу бронзовых героев Минина, Пожарского, позовет и с Лобного места грозно спросит всех о
символе веры. Все горячее спорили, все чаще ставился вопрос...
— Неужели тебя все это только смешит? Но — подумай! Стоять выше всех в стране, выше всех! — кричала она, испуганно расширив больные глаза. — Двуглавый орел, ведь это — священный
символ нечеловеческой власти…
— А может быть, это — прислуга. Есть такое суеверие: когда женщина трудно родит — открывают в церкви царские врата. Это, пожалуй, не глупо, как
символ, что ли. А когда человек трудно умирает — зажигают дрова в печи, лучину на шестке, чтоб душа видела дорогу в небо: «огонек на исход души».
Часов в 11 приехали баниосы с подарками от полномочных адмиралу. Все вещи помещались в простых деревянных ящиках, а ящики поставлены были на деревянных же подставках, похожих на носилки с ножками. Эти подставки заменяют отчасти наши столы. Японцам кажется неуважительно поставить подарок на пол. На каждом ящике положены были свертки бумаги, опять с
символом «прилипчивости».
Кроме того, отцом Вениаминовым переложено на алеутский язык Евангелие, им же изданы алеутский и алеутско-кадьякский буквари, с присовокуплением на том и на другом языках заповедей,
Символа веры, молитвы Господней, вседневных молитв, потом счета и цифр.
«Ну, обычай не совсем патриархальный, — подумал я, — что бы это значило?» — «Это наш обычай, — сказал старик, — подавать блюдо с «этим» на стол и сейчас уносить: это у нас —
символ приязни».
Сзади всех подставок поставлена была особо еще одна подставка перед каждым гостем, и на ней лежала целая жареная рыба с загнутым кверху хвостом и головой. Давно я собирался придвинуть ее к себе и протянул было руку, но второй полномочный заметил мое движение. «Эту рыбу почти всегда подают у нас на обедах, — заметил он, — но ее никогда не едят тут, а отсылают гостям домой с конфектами». Одно путное блюдо и было, да и то не едят! Ох уж эти мне эмблемы да
символы!
Когда остро ставится вопрос о «хлебе» (
символ экономики) для человеческого общества, то можно признать необходимой экономическую диктатуру.
Очень труден и драматичен вопрос об отношении двух великих
символов в жизни общества:
символа «хлеба» и
символа «свободы».
И это было не внешней, а внутренней судьбой русского народа, ибо все внешнее есть лишь
символ внутреннего.
Слова у него не
символы мысли, а плоть и кровь.
Но все материальное есть лишь
символ и знак духовной действительности, все внешнее есть лишь манифестация внутреннего, все принуждающее и насилующее есть ложно направленная свобода.
Кесарь есть вечный
символ власти, государства, царства этого мира.
К этому присоединяется еще то, что
символом «свободы» злоупотребляли для дурных, совсем не освободительных целей.
Один Фоллен был брошен в тюрьму за Вартбургский праздник в память Лютера; он произнес действительно зажигательную речь, вслед за которою сжег на костре иезуитские и реакционные книги, всякие
символы самодержавия и папской власти.
Все, что во времени и пространстве, было для меня лишь
символом, знаком иного, иной жизни, движения к трансцендентному.
Иногда на «среде» появлялись представители революционных течений, например Луначарский, напоминавший о
символе «серп и молот».
Я всегда терпеть не мог «
символов» в человеческих обществах, условных знаков, титулов, мне они представлялись противными реальностями.
Несотворенная свобода есть предельное понятие, вернее, не понятие, а
символ, так как о несотворенной свободе, ввиду ее совершенной иррациональности, нельзя составить рационального понятия.
Настоящая цель заключается в победе самой реальности над
символом.
Понятие природы совершенно условно, и оно употребляется как
символ восстания против давящего рационализма и норм цивилизации, как право раскрытия творческой индивидуальности.
«Плоть» превратилась у него в
символ пола.
Для меня это лишь
символы иного.
Ложно и ограничено то сознание, которое
символы принимает за реальность.
Мережковский завел страшную путаницу с
символом «плоти», и я ему это много раз говорил.
Всякая реализация здесь есть лишь
символ иного, устремленности к вечности и бесконечности.
Не повезло здесь богине правосудия: тысячепудовый штукатурный потолок с богатой лепкой рухнул в главном зале храма Фемиды, сшиб ей повязку вместе с головой, сокрушил и
символ закона — зерцало.
Когда Елисеев сдал третий этаж этого дома под одной крышей с магазином коммерческому суду, то там были водружены, как и во всех судах,
символы закона: зерцало с указом Петра I и золоченый столб с короной наверху, о котором давным-давно ходили две строчки...
Наши товарищи католики, признававшие, что дух исходит от отца и сына, и крестившиеся всей ладонью; лютеранин, отец Кроля, не признававший икон и святых и не крестившийся вовсе; миллионы людей, никогда и не знавших о существовании
символа веры…
Все это вставало в воображении живое, реальное, и мы защищали своих родных от вечных мучений только за одно слово в
символе, за сложение перстов…
Эта картина показалась юноше
символом всей самодержавной России и, быть может, содействовала тому, что Достоевскому пришлось стоять у эшафота в ожидании казни…
Эти лебеди снились Серафиме даже во сне, как
символ семейного счастия.
А. Белый говорит в своих воспоминаниях: «
Символ „жены“ стал зарею для нас (соединением неба с землею), сплетаясь с учением гностиков о конкретной премудрости с именем новой музы, сливающей мистику с жизнью» [Воспоминания А. Белого об А. Блоке, напечатанные в четырех томах «Эпопеи», — первоклассный материал для характеристики атмосферы ренессансной эпохи, но фактически в нем много неточного.].
Слово «большевизм» оказалось отличным
символом для русской революции, слово же «меньшевизм» — негодным.
Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире.
Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух — образы и
символы невыразимого Божества, и это имеет огромное экзистенциальное значение.
Было увлечение Шиллером, и Достоевский впоследствии будет употреблять имя «Шиллер», как
символ «возвышенного и прекрасного».
Мережковский — символист, и «плоть» оказывается для него
символом и всей культуры и общественности.
Арианство, конечно, рационалистичнее Никейского
символа.
Современность признает лишь область видимых вещей, лишь принудительное принимает, невидимые же вещи в лучшем случае признает лишь как
символы внутреннего состояния человека.
— Нет, — задумчиво ответил старик, — ничего бы не вышло. Впрочем, я думаю, что вообще на известной душевной глубине впечатления от цветов и от звуков откладываются уже, как однородные. Мы говорим: он видит все в розовом свете. Это значит, что человек настроен радостно. То же настроение может быть вызвано известным сочетанием звуков. Вообще звуки и цвета являются
символами одинаковых душевных движений.
Ты видишь, что красный цвет и здесь — цвет страсти, и он служит ее
символом.
Не Петра ли Васильевича Колычева сын?» Лаврецкий нашел также несколько старых календарей и сонников и таинственное сочинение г. Амбодика; много воспоминаний возбудили в нем давно забытые, но знакомые «
Символы и эмблемы».
По воскресеньям, после обедни, позволяли ему играть, то есть давали ему толстую книгу, таинственную книгу, сочинение некоего Максимовича-Амбодика, под заглавием: «
Символы и эмблемы».
— Дорогая моя! Я вижу, вы устали. Но ничего. Обопритесь на меня. Мы идем всё вверх! Всё выше и выше! Не это ли
символ всех человеческих стремлений? Подруга моя, сестра моя, обопрись на мою руку!
— И нравственности по Домострою [«Домострой» — русский письменный памятник XVI века, содержащий свод правил религиозного, семейно-бытового и общественного поведения. «Домострой» стал
символом домашнего деспотизма родителей, темных и отсталых понятий.], вы думаете? Как бы не так, — возразил Салов, — вы знаете ли, что у многих из сих милых особ почти за правило взято: любить мужа по закону, офицера — для чувств, кучера — для удовольствия.
Две женщины превращались в миртовые ветки, делаясь
символом общего мира.
Казалось, тысячи жизней говорят ее устами; обыденно и просто было все, чем она жила, но — так просто и обычно жило бесчисленное множество людей на земле, и ее история принимала значение
символа.